Россияне видят большой потенциал в использовании искусственного интеллекта в сельском хозяйстве, но многие почти ничего не знают о его реальном применении.
При этом готовность пробовать «умные» продукты напрямую зависит от уровня информированности человека.
Иллюстрация: ВЦИОМ
Потенциал применения искусственного интеллекта (ИИ) в аграрном секторе оценивается очень высоко, как показывают данные опроса ВЦИОМ. Однако между реальными достижениями технологий и представлениями о них обычных людей существует заметный разрыв.
Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью многих отраслей, включая сельское хозяйство. Согласно данным, озвученным на конференции «Применение ИИ и робототехники в сельском хозяйстве», к 2030 году уровень цифровой зрелости в АПК может приблизиться к 100%, хотя к 2025 году отрасль будет оцифрована лишь чуть более чем на 60%. Несмотря на оптимизм экспертов, большинство россиян либо слышат о применении ИИ в сельском хозяйстве впервые, либо обладают лишь поверхностными знаниями. Только каждый десятый по собственной оценке хорошо осведомлён об этом.
Город не видит, село не знает
Интересно, что среди сельских жителей, которые ближе всех к аграрной теме, процент тех, кто ничего не знает о применении ИИ, оказался наибольшим — 47%. Для сравнения, среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга таких лишь 35%. Даже молодое поколение, считающееся цифровым, показывает невысокую осведомлённость.
«В нашей стране внедрение ИИ в сельское хозяйство находится в фазе становления. Как показывают результаты исследования Аналитического центра ВЦИОМ, только четверть компаний АПК используют ИИ в режиме промышленной эксплуатации», — комментирует Ксения Демина, эксперт Департамента социальных исследований и консалтинга Аналитического центра ВЦИОМ.
Ожидания от умных технологий
Ожидания россиян от внедрения технологий практичны и связаны с контролем и эффективностью. Граждане видят в ИИ в первую очередь инструмент для мониторинга состояния земли, воды, растений и животных, оптимизации процессов, снижения издержек и повышения качества продукции. Забота о животных и селекция воспринимаются как важные, но второстепенные задачи.
Молодёжь проявляет больший энтузиазм и видит в технологиях инструмент для прогнозирования урожайности и мониторинга. Старшее поколение относится к теме осторожнее и часто затрудняется с ответом. Наиболее скептичны жители сёл: чем меньше населённый пункт, тем реже называют плюсы применения ИИ.
Чего боятся россияне
Главные опасения связаны не с качеством продукции, а с социальными и технологическими рисками. Чаще всего россияне говорят о:
- потере рабочих мест;
- кибератаках, которые могут вывести оборудование из строя.
Реже упоминаются сбои автономных систем, угроза урожайности и высокая стоимость внедрения. Только 8% опрошенных считают, что у применения ИИ в сельском хозяйстве нет минусов.
Молодёжь чаще других отмечает угрозу безработицы и цифровых атак, но также и чаще не видит никаких угроз. Старшие поколения имеют менее сформированное мнение об угрозах.
Готовы ли есть «цифровую» еду?
Отношение к продуктам, произведённым с применением ИИ, неоднозначно и сильно зависит от возраста. Каждый третий в принципе готов употреблять такую пищу, но ещё треть проявила осторожность — они примут решение, только если поймут, какие именно технологии применялись. Четверть опрошенных выразили прямое недоверие и не готовы покупать такую агропродукцию.
Молодёжь чаще демонстрирует готовность к «ИИ-продукции» (каждый второй среди цифрового поколения и младших миллениалов). С возрастом энтузиазм убавляется, а сомнения растут. Целевой аудиторией такого продовольствия, скорее всего, станут жители крупных городов и столиц: там готовность его пробовать в два раза выше, чем на селе.
Готовность россиян употреблять такие продукты напрямую зависит от уровня информированности: чем лучше люди разбираются в технологиях, тем выше их доверие. Информированность рождает принятие, а незнание — скепсис. Ключевой фактор — не сами технологии, а то, насколько ясно и доступно их объясняют обществу.
Источник: ecoportal.su